Чем удивит продовольственное будущее

Что нужно сделать, чтобы цены на продукты питания в Ростовской области оставались приемлемыми? К решению многогранной проблемы в ходе круглого стола постарались подойти чиновники администрации Ростовской области, предприниматели и представители торгового сектора.

"Аграрный Донской край имеет высокий процент самообеспечения по основным группам продуктов питания, но обеспечить себя полностью может только мясом и яйцами. Менее благополучно складывается ситуация по молоку", заявила в ходе круглого стола замруководителя территориального органа государственной статистики по Ростовской области Марина Самойлова.

Как пояснила представитель Ростовстата, в последние годы производители соседних регионов просто наступают на пятки предприятиям области. За последний год доля привозных продуктов питания из соседних областей выросла на 2%. Немного? А вот и нет. Например, Краснодарский край за год увеличил ввоз на 40%, Воронежская область на 50%. Белгородская область начала заходить маленькими объемами. Но зато какими темпами! За год объем поставляемых товаров увеличился в 7 раз. Выводы напрашиваются сами.

Между тем, с точки зрения развития сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Донской край стал сдавать позиции по производству мяса. В области происходит сокращение поголовья крупного рогатого скота. По объективным причинам (в связи с АЧС) почти вдвое снизилось поголовье свиней. Правда, увеличился процент производства мяса птицы. Оно даже немного снизилось в цене. Но это естественный отклик вложенных в последние годы инвестиций.

Впрочем, и с птицеводством есть определенные проблемы. Куриное мясо подешевело, а вот стоимость десятка яиц осенью резко подскочила почти на 10 рублей.

"Летом спрос на яйца падал, поэтому снижалось производство. Отпускная цена с птицефабрик составляла от 11 до 18 руб. за десяток. Себестоимость при этом на птицефабрике составляла от 18 до 24 рублей. Предприятия находились в безвыходном положении и работали в убыток. В сентябре в связи с ростом цен на энергоносители, на ветеринарные препараты, на корма отпускная цена выросла в среднем до 28 рублей. Плюс торговая наценка. Вот и получается розничная цена от 36 и до сорока с лишним рублей", пояснил ситуацию заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Геннадий Урбан.

По данным статистической службы, в октябреноябре рост цен на овощи и фрукты, шокировавший в середине осени горожан, приостановился. На картофель цены с начала года выросли на 67,6%. Сейчас его розничная стоимость составляет 2530 руб. за кг. Это происходит, потому что Ростовская область обеспечивает себя картофелем только на 58%, остальная часть привозная. В тех же пределах 5060% выросли цены на морковь, лук. Стоимость мог бы сбить только завоз продукции более низкой цены, но этого не происходит.

Напомним, что помимо сезонного удорожания овощей неожиданный виток цен произошел на гречку неурожай. За 10 месяцев (а реально в августесентябре) ее стоимость выросла на 280%, и в октябресентябре существенного падения не произошло. Теперь, отмечает служба статистики, начался рост цен на пшено. И, по прогнозам Ростовстата, его стоимость в розничной продаже будет увеличиваться.

Подсолнечное масло в октябре выросло на 10,8%, и с учетом опережающего роста цен предполагается, что стоимость жидкого золота будет расти. Вот этот факт вызывает недоумение у всех, включая правоохранительные органы. Вроде и урожай подсолнечника в Ростовской области в этом году собран неплохой, и погодные условия не повредили уборке. А цена растет! Впрочем, есть продукт, отличающийся поистине стальной устойчивостью к природным и экономическим катаклизмам. Это хлеб 1-го и 2-го сорта. Цены на него в Ростовской области самые низкие если не в России, то в ЮФО уж точно.

По мнению Марины Самойловой стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке Донского края можно, наладив взаимодействие с руководителями торговых сетей, доля которых на региональном рынке неизменно растет, активизировав поставку на рынок продукции местного происхождения. При этом руководству области не обойтись без мер социальной адресной поддержки и упрощения процедуры ее получения.
Что касается торговых организаций, занимающихся реализацией продуктов питания, по информации начальника потребительского рынка министерства экономразвития Андрея Иванова, на территории Ростовской области их 19 тыс.: 38% это крупноформатные сети, 12% продовольственные рынки и ярмарки и 50% так называемые магазины у дома.

При этом количество рынков и ярмарок, предлагающих продукцию местных производителей по доступным ценам, неуклонно уменьшается в связи с новым законодательством, которое предписывает продажу товаров этого вида деятельности с 2012 года только в капитальных строениях.

Между тем, потребительские предпочтения жителей региона меняются. Активно развивающиеся сетевики не оставляют шансов мелким магазинчикам. "Если три года назад доля торговых сетей у нас составляла около 20%, то сейчас число сетевых магазинов выросло почти вдвое. То есть мы как потребители голосуем своим рублем за совершение покупки. Мы хотим, чтобы всегда зимой на нашем столе были свежие фрукты, овощи, но это влечет за собой существенные затраты", заключил Андрей Иванов.

Что нужно сделать, чтобы цены на продукты питания в Ростовской области оставались приемлемыми? К решению многогранной проблемы в ходе круглого стола постарались подойти чиновники администрации Ростовской области, предприниматели и представители торгового сектора.

"Аграрный Донской край имеет высокий процент самообеспечения по основным группам продуктов питания, но обеспечить себя полностью может только мясом и яйцами. Менее благополучно складывается ситуация по молоку", заявила в ходе круглого стола замруководителя территориального органа государственной статистики по Ростовской области Марина Самойлова.

Как пояснила представитель Ростовстата, в последние годы производители соседних регионов просто наступают на пятки предприятиям области. За последний год доля привозных продуктов питания из соседних областей выросла на 2%. Немного? А вот и нет. Например, Краснодарский край за год увеличил ввоз на 40%, Воронежская область на 50%. Белгородская область начала заходить маленькими объемами. Но зато какими темпами! За год объем поставляемых товаров увеличился в 7 раз. Выводы напрашиваются сами.

Между тем, с точки зрения развития сырьевой базы для перерабатывающей промышленности Донской край стал сдавать позиции по производству мяса. В области происходит сокращение поголовья крупного рогатого скота. По объективным причинам (в связи с АЧС) почти вдвое снизилось поголовье свиней. Правда, увеличился процент производства мяса птицы. Оно даже немного снизилось в цене. Но это естественный отклик вложенных в последние годы инвестиций.

Впрочем, и с птицеводством есть определенные проблемы. Куриное мясо подешевело, а вот стоимость десятка яиц осенью резко подскочила почти на 10 рублей.

"Летом спрос на яйца падал, поэтому снижалось производство. Отпускная цена с птицефабрик составляла от 11 до 18 руб. за десяток. Себестоимость при этом на птицефабрике составляла от 18 до 24 рублей. Предприятия находились в безвыходном положении и работали в убыток. В сентябре в связи с ростом цен на энергоносители, на ветеринарные препараты, на корма отпускная цена выросла в среднем до 28 рублей. Плюс торговая наценка. Вот и получается розничная цена от 36 и до сорока с лишним рублей", пояснил ситуацию заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Геннадий Урбан.

По данным статистической службы, в октябреноябре рост цен на овощи и фрукты, шокировавший в середине осени горожан, приостановился. На картофель цены с начала года выросли на 67,6%. Сейчас его розничная стоимость составляет 2530 руб. за кг. Это происходит, потому что Ростовская область обеспечивает себя картофелем только на 58%, остальная часть привозная. В тех же пределах 5060% выросли цены на морковь, лук. Стоимость мог бы сбить только завоз продукции более низкой цены, но этого не происходит.

Напомним, что помимо сезонного удорожания овощей неожиданный виток цен произошел на гречку неурожай. За 10 месяцев (а реально в августесентябре) ее стоимость выросла на 280%, и в октябресентябре существенного падения не произошло. Теперь, отмечает служба статистики, начался рост цен на пшено. И, по прогнозам Ростовстата, его стоимость в розничной продаже будет увеличиваться.

Подсолнечное масло в октябре выросло на 10,8%, и с учетом опережающего роста цен предполагается, что стоимость жидкого золота будет расти. Вот этот факт вызывает недоумение у всех, включая правоохранительные органы. Вроде и урожай подсолнечника в Ростовской области в этом году собран неплохой, и погодные условия не повредили уборке. А цена растет! Впрочем, есть продукт, отличающийся поистине стальной устойчивостью к природным и экономическим катаклизмам. Это хлеб 1-го и 2-го сорта. Цены на него в Ростовской области самые низкие если не в России, то в ЮФО уж точно.

По мнению Марины Самойловой стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке Донского края можно, наладив взаимодействие с руководителями торговых сетей, доля которых на региональном рынке неизменно растет, активизировав поставку на рынок продукции местного происхождения. При этом руководству области не обойтись без мер социальной адресной поддержки и упрощения процедуры ее получения.
Что касается торговых организаций, занимающихся реализацией продуктов питания, по информации начальника потребительского рынка министерства экономразвития Андрея Иванова, на территории Ростовской области их 19 тыс.: 38% это крупноформатные сети, 12% продовольственные рынки и ярмарки и 50% так называемые магазины у дома.

При этом количество рынков и ярмарок, предлагающих продукцию местных производителей по доступным ценам, неуклонно уменьшается в связи с новым законодательством, которое предписывает продажу товаров этого вида деятельности с 2012 года только в капитальных строениях.

Между тем, потребительские предпочтения жителей региона меняются. Активно развивающиеся сетевики не оставляют шансов мелким магазинчикам. "Если три года назад доля торговых сетей у нас составляла около 20%, то сейчас число сетевых магазинов выросло почти вдвое. То есть мы как потребители голосуем своим рублем за совершение покупки. Мы хотим, чтобы всегда зимой на нашем столе были свежие фрукты, овощи, но это влечет за собой существенные затраты", заключил Андрей Иванов.